Обмен учебными материалами


Факторы, влияющие на эффективность психокоррекционной работы



1. Универсальность,или «чувство общности», «участие в группе», наблюдается только в групповой психокоррекции. Фактор означает, что проблемы клиента универсальны и в той или иной степени проявляются у всех людей. Клиент не одинок в своих проблемах. Уже само непосредственное учас­тие в работе психокоррекционной группы воздействует эф­фективно и вызывает желаемые изменения.

2. Принятие, или акцепция. При эмоциональной поддержке большое значение имеет создание климата пси­хологической безопасности. Безусловное принятие клиента группой, наряду с эмпатией психолога и его конгруэнтно­стью, — одна из составляющих позитивного отношения, ко­торое стремится построить психолог.

3. Альтруизм.Положительный психокоррекционный эф­фект на клиента может оказывать не только поддержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим, сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы.

4. Отреагирование, или катарсис.Сильное проявление аф­фектов - важная составная часть коррекционного процесса. Однако считается, что отреагирование само по себе не

при­водит к каким-либо изменениям, но создает определенную основу или предпосылку

для изменения. Этот механизм является универсальным. Он срабатывает и в индивидуальной, и в групповой психокоррекции.

5. Самораскрытие (самоэксплорацня).Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психокоррек­ции, стимулирует откровенность, проявление скрытых мыс­лей, желаний, переживаний. При самоэксплорации учас­тник группы принимает на себя ответственность, так как идет на риск реализации чувств, мотивов и поведения из своей скрытой или тайной области.

6. Обратная связь, или конфронтация.Обратная связь означает, что клиент узнает от других членов группы, как они воспринимают его поведение, как оно на них воздей­ствует.

Однако не всякая информация о человеке, полученная от других, является обратной связью. Обратную связь надо отличать от интерпретации.

Интерпретация — это толкование, объяснение мысли, рассуждения по поводу увиденного, услышанного. Для ин­терпретации характерны высказывания типа: «Я думаю, что ты делаешь то-то и то-то». Для обратной связи характерны высказывания типа: «Когда ты делаешь то-то и то-то, я чувствую вот что...»

Термин «конфронтация» часто применяют для отрица­тельной обратной связи. Конфронтацию необходимо сочетать с эмоциональной поддержкой, которая создает атмосферу вза­имного интереса, понимания и доверия.

7. Инсайт (осознание).Инсайт означает понимание кли­ентом неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности и неадаптивными способами поведения.

8. Коррекционный эмоциональный опыт.Коррекционный эмоциональный опыт представляет собой интенсивные пе­реживания актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе тяжелых прошлых переживаний.

Сущность этого механизма состоит в том, что клиент в условиях психокоррекционной ситуаций, будь то индиви­дуальная или групповая психокоррекция, повторно пере­живает эмоциональный конфликт, который до сих пор был не в состоянии разрешить. Но реакция на его поведение психолога или члена группы отличается от той, которую он обычно провоцирует у окружающих.

10. Предоставление информации, обучение наблюдению. В группе клиент получает новые знания о том, как люди ведут себя, информацию об интерперсональных отношениях, об адаптивных и неадаптивных персональных стратеги­ях.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная